Зубовский флигель в Пушкине

До 30 сентября 2014 года продлиться выставка, посвященная поставщикам Императорского двора, организованная в Зубовском флигеле Екатерининского дворца государственного музея-заповедника "Царское Село". Здесь вы узнаете, как осуществлялось обеспечение царской семьи повседневными вещами и каким образом осуществлялся отбор поставщиков, столь почетный в те годы. Ведь это был по-своему "знак качества" и это означало, что выпускаемая продукция высшей категории.

Что бы иметь возможность претендовать на это высокое звание производители должны были реализовывать выпускаемую продукцию высокого качества по разумным ценам в течении десяти лет. Если за этот период со стороны заказчиков не было нареканий, производитель мог рассчитывать на контракт, который заключался на Рождество и Пасху и не мог быть передан по наследству.

Работникам государственного музея-заповедника "Царское Село" пришлось по разрозненным сведениям, буквально по песчинкам, собирать информацию об императорских поставщиках, ведь большинство из них прекратили свое существование со сменой государственного строя. Но многие были просто переименованы. Например, компания "Ралле" стала косметическим объединением "Свобода", компания "Жорж Борман" стала кондитерской фабрикой имени К.Самойловой, а фирма "Эйнем" стала концерном "Бабаевским".

Посетив эту интересную выставку вы сможете ознакомиться с экспозицией, поделенной на условные разделы. Вы увидите дворцовую мебель, различные инструменты, одежду и обувь, ювелирные украшения и даже аптечные флаконы и кондитерские упаковки. По хронологии экспозиция охватывает время царствования Александра I, Александра II и Николая II. Историки считают этот период становлением отечественной промышленности.

Конечно, в периоды царствования этих императоров российская промышленность не всегда было на высоте. С этим и связана разная доля отечественных поставщиков по отношению к иностранцам. К примеру, в начале XX века самым крупным обувным производителем во всей империи было "Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви", утвердившего устав в 1882 году. Тогда оно шило для мужчин царской семьи великолепные офицерские сапоги, а сегодня это незначительное предприятие по производству детской обуви. К XX веку отечественные производители сильно потеснили заграничных коллег, их было только 20 процентов, в основном из родных мест императриц. Технический прорыв в XX веке ознаменовал появление новой категории поставщиков - они обеспечивали двор автомобилями, электрооборудованием, лифтами и даже системами отопления.

Экспонаты сгруппированы по следующим темам:

  • "Красота и здоровье" - здесь вы увидите предметы парфюмерии, медицины и фармакологии;
  • "Стол" - здесь представлена стеклянная и фарфоровая посуда, столовое белье, чай и кофе;
  • "Техническое оснащение" - эта тема расскажет вам о лифтах, отоплении и водоснабжении;
  • "Напитки, табак" - вы узнаете о вкусовых пристрастиях членов императорской семьи;
  • "Костюм" - вас посвятят в таинства моды прошлых лет;
  • "Цветы" - вас познакомят как флористы занимались оформлением интерьеров и празднеств;

Так же вас ждут темы, посвященные производителям игрушек и игр, ювелирных украшений и церковной утвари, оружия и часов, книг и гравюр, мебели и тканей.