Колонистский парк в Петергофе. Ольгин пруд, павильон и собор.

Название Колонистского парка в Петергофе происходит из-за находившейся неподалеку колонии немцев. На большей площади парка расположился Ольгин пруд, на островах которого были возведены два павильона - "Царицын" и "Ольгин". Именно из-за этого его в просторечии называют - Острова.

Вдоль фонтанного водовода, расположенного к югу от Верхнего сада Петергофа, в 30-е годы XIX века были спланированы три парковых ансамбля: Колонистский, Озерковый и Бельведерский, объединенные общим художественным замыслом.

В первой половине XVIII века прямо против главного входа в петергофский Верхний сад была устроена полукруглая площадь, окаймленная "елевой" аллеей. К югу от нее шел небольшой мыс, врезавшийся в заросшее камышом болото, которое называлось Охотничьим. Охота на болотную дичь производилась из зеленой беседки, поставленной на краю мыса.

В 1837-1838 годах болото очистили, и на его месте образовалось прозрачное озеро с двумя островами, созданными на топких местах подсыпкою грунта, вынутого из прудов.  По проекту архитектора А. Штакеншнейдера вокруг озера проложили аллею, обсаженную ивами, склоняющимися к воде, и устроили насыпной холм, дорожки и куртины.

На островах выстроили по типу древнеримских вилл и итальянских палаццо XIV-XV веков два изящных павильона, которые сообщались с берегом паромом. Павильоны, названные "Царицын" и "Ольгин", являлись великолепными образцами садово-парковой архитектуры XIX века. Своими причудливыми силуэтами с высокими башенками, откуда открывался прекрасный вид на Петергоф и окрестности, и спусками к воде они придавали парку поэтическую прелесть и лиризм.

Наибольший интерес представляет собою "Царицын" павильон, сооружавшийся в 1842-1844 годах. Каждый фасад его имел оригинальное архитектурное решение, которое дополнялось садовым окружением. С западной стороны здания была устроена терраса с портиком, от которого спускалась к озеру каменная лесенка. Южный фасад был украшен портиком с колоннами. Перед ним располагался партер с фонтаном "Нарцисс" (работа скульптора А. Климченко), замыкающийся большим полукруглым диваном из белого мрамора. С северной стороны пестрел нарядный цветник, от которого во внутренний дворик павильона вела колоннада, обвитая плюшем. Напротив восточного фасада дворца находилась пристань, к которой подходил паром.

Для внутреннего убранства павильона использовались тончайшая стенная роспись, лепка, мозаика, различные породы камня и мрамора, а также многочисленные мраморные изваяния. В настоящее время "Царицын" павильон в Петергофе законсервирован во избежание дальнейшего разрушения и закрыт для посетителей. Это первая стадия реставрации павильона.

В убранстве острова, обсаженного вдоль берега кустами сирени, значительное место отводилось садовой скульптуре. Здесь были произведения Н. Пименова, В. Ставассера, А. Степанова и других мастеров, а также подлинные образцы древнегреческой архитектуры, сложенные в виде романтических "Руин".