Воронихинские колоннады в Петергофе

Во время экскурсии по Петергофу, посетителей, прогуливающихся по Нижнему парку, неизменно приводят в восхищение золоченные купола фонтана Воронихинские колоннады, по которым стекает вода и словно бы полупрозрачной занавесью прикрывает полуциркульные окна павильонов, попадая в мраморный бассейн.

Интересными элементами центральной части парка в Петергофе являются беломраморные павильоны, так называемые "Воронихинские колоннады". Первоначально на их месте стояли деревянные "гармоники", или галереи, сооруженные в 1724 году по проекту А. Леблона архитекторами И. Брауншгейном и М. Земцовым.

Эти деревянные павильоны предназначались для оформления подъездного пути к Петергофу с моря. Кроме того, их композиционное положение придавало художественную завершенность партерам перед Большим каскадом. Внутри галерей были устроены фонтаны, украшенные свинцовыми фигурами. В восточном павильоне поставили орган и "колокольно-игральную музыку", приводимые в действие водою. У западного - соорудили "егерьскую штуку" в виде карусели, изображающей охоту на оленей. Обе эти "затеи" были сняты в 1799 году при разборке обветшавших колоннад.

Взамен старых в 1804 году в Петергофе были возведены на гранитном фундаменте новые павильоны из кирпича, пудостского камня и мрамора по чертежам архитектора А. Воронихина, именем которого они называются до сих пор. Оставив неизменным старый принцип устройства галерей, А. Воронихин решил их как монументальные фонтанные сооружения, включив в архитектуру павильона пышный водяной убор. Вода омывала полушария куполов и широкой свободной завесой спадала в чаши, примыкавшие к подножию павильонов. Невысокие водяные струи подымались также из ваз, установленных на крыше вдоль балюстрады. Монументальное водное оформление подчеркивало изящество архитектурных пропорций сооружения.

Фонтанные колоннады великолепно сочетались с широтой обозримого пространства главной площади Нижнего парка в Петергофе и значительно обогатили ее. За удачно выполненный государственный заказ А. Воронихину было присвоено звание академика архитектуры. В отделке колоннад участвовали скульпторы И. Мартос и И. Прокофьев (по модели последнего высечены из гранита фигуры львов, лежащих на крыльцах колоннад), а также фонтанный мастер Ф. Стрельников. В 1853-1857 годах по проекту А. Штакеншнейдера колоннады облицовывают белым мрамором, обработанным на Петергофской гранильной фабрике.

Значительно поврежденные в годы Великой Отечественной войны, "Воронихинские колоннады" были частично реставрированы в 1949 году. Позднее архитектор А. Гессен разработал проект полного воссоздания их как полноценных фонтанных сооружений.

"Воронихинские колоннады" создавались в период расцвета русской классики, черты которой ярко отразились в облике этих павильонов. Для них характерно также то, что водяное убранство целиком подчинялось архитектуре сооружения в отличие от фонтанов XVIII века, когда водометы имели самостоятельное значение в парковом ансамбле Петергофа. В конце XIX века фонтаны как декоративный элемент садового убранства становятся глубоко зависимыми от архитектуры и скульптуры.