На некоторых экскурсиях в Петергоф можно осмотреть Фермерский дворец, Готическую капеллу, дворец Коттедж - эти достопримечательности находятся в приморском пейзажном парке Александрия, раскинувшемся к востоку от Нижнего парка, напротив Александровского лесопарка, по другую сторону Санкт-Петербургского проспекта.
К западной границе этого парка, вдоль которой в 1799 году была возведена высокая каменная стена, примыкает Нижний парк Петергофа. Сообщение с ним осуществляется через Никольские и Морские ворота в стене, от которых на территории Александрии продолжаются прямая аллея, берущая свое начало у каскада "Шахматная гора", а также извилистая дорога вдоль побережья Финского залива.
В 1711 году Петр I подарил земельный участок в Петергофе, расположенный рядом с создававшимся Нижним парком, своему ближайшему сподвижнику Александру Меншикову. В этих владениях Меншиков построил двухэтажный каменный дом Монкураж с садом.
В конце 20-х годов XVIII века, в период опалы петровского фаворита, его усадьба с прилегающими землями отошла во владение князей Долгоруких. Новые хозяева мало заботились о дальнем имении, которое в народе получило название "Долгоруковых пустых мест".
В 1733 году во владение местностью вступает Анна Иоанновна - страстная любительница охоты, которая устраивает его под свои прихоти. Всевозможные животные содержались в Охотничьем парке (Ягдгартене). Верхнюю часть современного парка Александрия застроили загонами для зверей и егерской слободой, а изящный павильон Темпль, из которого производилась стрельба по животным, которых сгоняли с возвышенности в долину, около моря - в нижней части.
В конце XVIII века парковые постройки обветшали, павильон Темпль пришлось разобрать, а Меншиковский дворец превратился в каменные руины.
Создаваться парк Александрия в Петергофе начал в 1825 году, по инициативе супруги Николая I, который подарил их ей. Ее именем и была названа живописная приморская местность, где начали возводить частную загородную дачу царской семьи.
Строительство было поручено архитектору Л. Менеласу, который приехал из Англии в возрасте двадцати шести лет и всю долгую творческую жизнь посвятил своей второй родине - России. Менелас много работал на территориях Москвы и Царского Села. Он испытал в своем творчестве сильное влияние архитектора В. Неелова, который тяготел к готическому стилю, что и сказалось на петергофских постройках.
Природные условия Петергофа создавали великолепные возможности для осуществления самой смелой творческой фантазии архитектора. Рельеф местности парка Александрия состоит из двух террас: одна из них - верхняя - является продолжением естественной гряды, на которой расположен Большой дворец; другая терраса - нижняя - подходит к заливу. А. Менелас с большим искусством разместил на верхней террасе главные сооружения этого парка: Коттедж, Ферму, Капеллу.
Перед возвышенностью с Коттеджем вырыли пруд, в котором плавали лебеди. На его берегу поставили беседку. Землю, вынутую при рытье водоема, использовали для подсыпки холмов. В парке высадили большое количество деревьев. Это были в основном распространенные лиственные породы: липа, рябина, клены, береза, черемуха, дуб, к которым иногда примешивались редкие сорта: тирольская груша, даурская береза, сибирская лиственница. Значительная роль в зеленом уборе парка Александрия отводилась цветущим кустарникам: шиповнику, сирени, жасмину, акации и жимолости.
Искусством садоводов Вандельдорфа, Гомбеля, Родионова и садовых учеников Григория и Петра Архиповых созданы были живописные зеленые куртины. Тенистые дубравы сменялись солнечными полянами, душистые луга переходили в прохладные овраги.
Неотъемлемой частью художественного облика Александрии является морской пейзаж. С извилистых тропинок и длинных прямых просек парка открываются величественные перспективы на залив. Берег, усыпанный валунами, огибает приморская дорога, проходящая вдоль пляжа до восточной границы парка. Архитектурные произведения в этом царстве природы служат лишь скромным дополнением к ее красотам.
Он является главной постройкой Александрии. Появившееся в 1829 году, миниатюрное здание в два этажа, было неброским по внешнему виду. Наиболее нарядным выглядит главный вход с южной стороны, оформленный массивным крыльцом с ажурной стрельчатой аркадой. С южной стороны Коттеджа располагался тенистый сад с цветочными клумбами, с северной - отлогий поросший травою склон. С балконов северной стороны дворца виден был весь парк и обширная поляна, спускающаяся к заливу.
На экскурсии по Петергофу можно побывать около Фермерского дворца, который изначально, в 1831 году, строился как идиллическая Ферма. Это было небольшое здание с крышей в цвет соломы и столбами, обвитыми берестой. В XIX веке неоднократно перестраивавшееся здание стало летним дворцом Александра II. После переделки, архитектором Штакеншнейдером весь прежний облик был утерян - сохранилось только название.
Самым примечательным сооружением Александрии стало здание Капеллы, которое можно увидеть на экскурсии вблизи Главных, или, как их называли в прошлом - Звериных ворот. Общим эскизом этого готического сооружения занимался К. Шинкель - берлинский архитектор. А за ходом строительства с 1831 по 1833 годы следили А. Менелас и И. Шарлемань, разработавшие ее художественный облик.
Фасады этой изящной квадратной постройки одеты кружевом лепных украшений, исполненных замечательным лепщиком М. Соколовым. Основной декоративной отделкой "Готической капеллы" является скульптура. Сорок три статуи установлены в многочисленных нишах по всей высоте ее башенок и по сторонам стрельчатых порталов, создавая на фасадах живописную игру светотени. Тонко вписанная в окружающий ланшафт Петергофа, Готическая капелла выглядит изящной, дорогой безделушкой.
Самой поздней постройкой в Александрии является дача Николая II, сооруженная академиком архитектуры А. Томишко. Здание было воздвигнуто у самой кромки залива и своим высоким силуэтом, видным издалека, оживляло приморский пейзаж. Закрытая царская дача в Петергофе после революции была превращена в музейный парк, который стал одним из популярных мест загородных прогулок. Существенно поврежденная во время гитлеровской оккупации, сейчас, от Нижней дачи сохранились только руины.