Множество именитых архитекторов приложили свой талант в создании уникального облика Большого дворца в Петергофе, полюбоваться на который приезжают экскурсии со всего света. Занимая доминантное положение во всем дворцово-парковом комплексе, он как бы подчеркивает свое "царское" происхождение.
Архитектурный облик Большого дворца сложился не сразу. Строить его начали по готовым уже чертежам, автор которых неизвестен, в 1714 году. Используя, кроме того, рисунки Петра I, дворец возводили архитекторы И. Браунштейн, Н. Микетти. Сроки на возведение дворца были поставлены малые, но приехавший в Петергоф в ноябре 1716 года архитектор А. Леблон внес изменения во внешний и внутренний вид уже возведенного дворца, что задержало окончание строительства. Наиболее существенными были предложения А. Леблона по укреплению конструкций здания и по устройству дренажного канала, отводившего от дворца грунтовые воды.
В 1720 году во дворце произошел пожар, следствием которого были многочисленные поправки и переделки. Через два года к зданию пристраивают небольшие галереи и замыкают их боковыми корпусами.
К 1721 году относится одно из первых воспоминаний очевидца о достопримечательностях "Нагорного дворца" в Петергофе. Мемуарист пишет о "великолепной зале", которая занимала центральную часть дворца. Она была отделана дубовыми панелями и затянута штофом, служившим фоном для размещенных по стенам четырех гобеленов французской работы и небольшой коллекции картин в черных и золоченых рамах. Убранство дополнялось живописным плафоном, созданным на аллегорический сюжет художниками Б. Тарсиа, С. Бушуевым и М. Негрубовым.
Художественную выразительность этого "салона" подчеркивали великолепные виды Петергофа, открывавшиеся из его окон и балконов: с северной стороны - перспектива на "Большой каскад", канал и море, с южной - на просторный нарядный партер Верхнего сада. Двухсветный петровский зал был центральной точкой композиции всего паркового ансамбля, являясь обязательным элементом архитектуры того времени.
Упоминаемый в дневнике парадный кабинет Петра I выглядел настоящим шедевром декоративного искусства. На стенах кабинета вплотную размещались 14 резных дубовых панно необычайно тонкой, изящной работы. На них были изображены различные атрибуты науки, искусства и воинской доблести, которые символизировали процветание страны и всестороннюю одаренность ее властителя. Отделка кабинета производилась по рисункам и восковым моделям, выполненным в натуральную величину известным французским скульптором Н.Пино. Им же была сделана нарядная дубовая лестница с крупными резными балясинами.
Все работы во дворце закончились к 1724 году. Залы обставили дубовой и ореховой мебелью и украсили картинами фламандских и итальянских живописцев. Здесь же находились и любимые предметы Петра I: "труба зрительная большая о двенадцати выдвижных штуках", медная цепь "для меры", медный ватерпас и др.
В середине XVIII века дворцовое строительство в России, ставшей сильнейшим государством в Европе, достигает небывалого размаха. Особенно много дворцов в этот период выросло в Петербурге и его окрестностях.
В 1746 году решено было объединить Большой Петергофский дворец с пристройками в единое архитектурное целое. Выполнение этой задачи поручили В. Растрелли. Талантливый зодчий включил свое произведение в уже существующий парковый ансамбль. Сохранив среднюю петровскую часть здания и принцип первоначальной планировки, он развернул дворец вдоль склона за счет расширения центра и галерей. Высота дворца была увеличена на один этаж, а боковые корпуса получили богатые купольные завершения. Их украсили замечательные резные орнаменты и изящные золоченые луковицы. На одном флигеле - "Церковном корпусе", - отведенном для придворной церкви, установлен был крест. На другом - "Корпусе под гербом" - трехглавый вращающийся по ветру орел, кажущийся двуглавым под любым углом.
Среди многочисленных произведений архитектора Растрелли, этот стал одним из первых. Впоследствии в числе его работ будут числиться в Петербурге - Зимний дворец и Смольный собор, а в Царском Селе - Екатерининский дворец. При создании дворца в Петергофе он учитывал правила архитектуры, сложившиеся в петровское время.
Грандиозные аллегорические плафоны, резьбу, рисунок паркетов из различных пород дерева - множество мастеров самых различных специальностей было привлечено к этому проекту. Работы по внутреннему убранству дворца были закончены к 1754 году, но переделка и благоустройство его продолжались еще очень долго.
Большой дворец фашисты практически уничтожили осенью 1941 года. Обожженные остовы стен с темными глазницами окон и зияющий провал в центре - такою была страшная картина разрушения.
После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, началось воссоздание Большого дворца - этого ценнейшего произведения искусства. Проект восстановления разрабатывался архитектурной мастерской под руководством замечательных энтузиастов своего дела. После расчистки завалов началось возведение стен центральной части здания. Восстановлена была высокая фигурная кровля и купола над боковыми флигелями.
Постепенно был воссоздан нарядный золоченый декор на куполах, скульптурные украшения, выколотные золоченые гирлянды, венки, "бусы". Заняли свое место кованые решетки балконов и золоченая ваза в центре кровли. Торжественный силуэт его снова венчает собою блистающий фонтанами парковый ансамбль.
Мы предлагаем отправиться на экскурсию в Петергоф с посещением дворца и лично познакомиться с этим выдающимся шедевром.