Английский парк выделяется своими гигантскими размерами среди всех парков Петергофа - его территория без малого 175 гектар. Организованный при правлении Екатерины II, он стал одним из первых пейзажных парков.
Свое происхождение Английский парк ведет от лесного массива, который в 1730-х годах был превращен в Новый, или Малый, зверинец, на его основе в 1779-1780 годах мастера Д. Медерс и В. Гульд и разбили сад. Пейзажные ландшафты формировались по берегам Английского пруда. "Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер... и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучат воду, давая ей течение, противное ее природе". Так писала Екатерина Вольтеру 25 июня 1772 года накануне своего очередного переезда в "отвратительный, ненавистный, гадкий Петергоф". Конечно, Петергоф не стал менее прекрасен, просто изменились вкусы Екатерины и общества того времени.
В эти годы вообще менялся стиль эпохи. Барокко уступало место классицизму. Строгая симметрия аллей, стрижка, шпалеры, фонтаны, каскады вдруг разонравились. Общество увлеклось "естественностью" во всем, начиная с воспитания детей и кончая парками, которые должны быть "как природа". Образцом стали английские парки с их лужайками, извилистыми дорожками, купами деревьев. Вместо шума каскадов стало нравиться журчание ручья, вместо бассейна с фонтаном посередине - заросшее кувшинками озерцо с лодочкой под романтическим мостиком. Покой и созерцание... При этом "естественность" была результатом трудной и дорогостоящей работы садовых мастеров, которые по четкому плану сажали "свободнорастущие" деревья, искривляли дорожки, прокладывали русла "естественных" ручьев.
К счастью, при смене стилей Петергоф времен Екатерины II утратил немного, наоборот, он приобрел новые краски. Деревья и кустарники в Нижнем парке и Верхнем саду перестали стричь, в них появились уютные уголки, разрослись тенистые липы и дубы, заменившие садовые берсо. Вместо каменных узорных цветников, кадок с редкими растениями, в партерах появились "лужки" - травяные газоны.
Впрочем в Петергофе, классицизм не уничтожал барокко, они мирно сосуществовали. Петровские регулярные парки соседствовали с расположенным юго-западу пейзажным парком вокруг Английского дворца, который строил модный итальянский архитектор Джакомо Кваренги. Он возвел здание на берегу большого пруда. Дворец был простым, строгим, изящным и лаконичным, как все, что создавал Кваренги. Под крышу здание подвели в 1787 году, строительство же его было завершено в 1794-м. Парк разбил блестящий шотландский садовый мастер Джеймс Медерс. Он приехал в Петергоф в мае 1779 года и сразу же взялся за работу. Шотландца заворожила стройная русская береза, казавшаяся ему такой уместной в романтическом парке. Он создал березовые рощицы, на фоне которых оригинально выглядела беседка в виде греческого храма. Мостики, переброшенные через ручьи, вели к Березовому домику Кваренги. Английский парк был, по словам бывшего польского короля Станислава Августа Понятовского, побывавшего здесь в 1797 году, "одним из самых красивых садов в этом роде".
В наши дни реставраторы прикладывают множество усилий, чтобы придать Английскому парку его первоначальный вид. На экскурсии в Петергоф здесь можно полюбоваться множеством водоемов, занимающих значительную площадь парка.